Школы в развивающейся цифровой среде: цифровое обновление и его зрелость
В журнале «Информатика и образование» (№ 7 за 2021 год) вышла статья, подготовленная сотрудниками Лаборатории цифровой трансформации образования совместно с партнерами. Авторы статьи:
- Уваров Александр Юрьевич, доктор пед. наук, професор; руководитель отдела образовательной информатики, Институт кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, г. Москва, Россия; профессор департамента образовательных программ, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1999-1943
- Вихрев Владимир Васильевич, научный сотрудник, Институт кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга, Федеральный исследовательский центр «Ин- форматика и управление» Российской академии наук, г. Москва, Россия; ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7046-2620
- Водопьян Григорий Моисеевич, зам. директора по информационным технологиям, средняя общеобразовательная школа No 550 «Школа информационных технологий» Центрального района города Санкт-Петербурга, Россия; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4627-8310
- Дворецкая Ирина Владимировна, научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2970-512X
- Кочак Эрен, стажер-исследователь, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия; ORCID: http://orcid. org/0000-0001-8618-9876
- Левин Илья, Ph.D. (Computer Engineering), профессор, Педагогический колледж Тель-Авивского университета, г. Тель-Авив, Израиль; ORCID: http://orcid.org/0000-0002- 0298-4547
В статье обсуждается концептуальная рамка, которую можно использовать для описания цифрового обновления школы и оценки его зрелости.
Развивающиеся цифровые технологии волна за волной проникают в школу. Процесс происходящих в ней изменений рассматривается как цифровое обновление школы в развивающейся цифровой среде (Schools’ Digital Renewal Process — SDRP). Цифровое обновление носит системный (многоаспектный) характер. Оно включает изменения и в образовательной среде (физической, цифровой), и в образовательном процессе, и в организации работы школы. Цифровое обновление распространяется неравномерно, отдельные школы находятся на разных ступенях этого процесса. Разовое наблюдение за ходом цифрового обновления позволяет зафиксировать его текущее состояние (статика). Последовательность наблюдений позволяет увидеть изменения в состоянии школ в ходе их цифрового обновления (кинематика). Связь наблюдаемых изменений с теми или иными воздействиями на общеобразовательную систему позволяет обсуждать развитие цифрового обновления под влиянием внешних воздействий (динамика).
Этапы проникновения цифровых технологий в школу — компьютеризация, ранняя и поздняя информатизация, цифровая трансформация (переход к «умной школе») — могут рассматриваться как ступени зрелости цифрового обновления общего образования.
Ключевые слова: компьютеризация образования, информатизация образования, цифровая трансформация, умная школа, smart школа, смарт школа, персонализированно-результативное образование, модели информатизации образования, цифровое обновление школы.
Для цитирования:
Уваров А. Ю., Вихрев В. В., Водопьян Г. М., Дворецкая И. В., Кочак Э., Левин И. Школы в развивающейся цифровой среде: цифровое обновление и его зрелость. Информатика и образование. 2021; 36(7):5–28. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-7-5-28